|
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
Время
|
|||||||||||||||||
Время
- один из атрибутов природы. О времени много размышляют философы, писатели-фантасты,
физики. Время пронизывает суть любого природного явления. Все имеет свое
начало и длительность, и вещи, и процессы, и жизнь. Но в повседневности
мало кто думает о философской сути времени. Мы просто куда-то спешим,
поглядывая на часы, или томимся в ожидании, глядя на минутные стрелки.
В сутках - 24 часа, в 1часе - 60 минут, в одной минуте - 60 секунд. Вот
и все, что мы знаем о времени.
Если на минутку остановится и поразмышлять о сути такого явления, как время, то даже при беглом взгляде обнаруживаются интересные закономерности. Сидя на берегу реки, и глядя в поток воды, можно себе представить, как несутся молекулы воды, меняя свое положение в пространстве. А если не меняют? Тогда перед нами озеро. Но в озере вода только внешне неподвижна. Молекулы воды находятся в постоянном движении, только медленнее, чем в реке. Если вообще прекратить это движение, тогда перед нами - лед. Чем энергичнее движение частиц, составляющих целое, тем динамичнее само явление. Пламя костра завораживает своей бесконечной изменчивостью. Частицы, из которых состоит пламя несутся вверх, отдавая энергию в пространство, и обращаясь в ничто. Если мысленно притормозить движение пламени, то мы увидим медленно развевающуюся субстанцию, наподобие флага на ветру. Сверхбыстрая сьемка позволила увидеть структуру моментальных процессов, увидеть их архитектуру. Верно и обратное. Сверх медленная киносьемка позволяет увидеть динамику процессов, которые нами воспринимаются, как неподвижность. Снимая рост дерева в течение десятилетия, а потом прокручивая кадры с большой скоростью, можно увидеть, как из маленького зернышка, подобно взрыву, возникают ствол, ветви, крона. И дерево предстает перед нами, как взрыв живой материи - от энергичного начала ко все большему замедлению и наконец к медленному увяданию. Напрашивается вывод - а не представляет ли все сущее динамические процессы, которые в силу скорости их изменений мы воспринимаем, то как неподвижный предмет, то как динамичное явление? И возникает вопрос - а что является мерилом скорости этих процессов, что определяет - предмет перед нами или процесс? Ответ очевиден - это мерило, сам человек. Нервные процессы в сознании человека имеют определенную скорость реакций. От непосредственного ощущения до формирования образа проходит некоторое время. Процессы же, во внешнем мире, имеет свою скорость событий. По соотношению этих скоростей и определяется, что перед нами - неподвижный предмет, вспышка света или пламя костра. Более того, очевиден и вывод, что процессы несравнимые по скорости проявления с восприятием человека, человеком восприниматься не будут (человеком не воспринимаются ультрафиолетовое и инфракрасное излучение, да и вообще воспринимается довольно узкая часть спектра электро-магнитного излучения). Так как из физики известно, что скорость синоним понятия энергия, то можно говорить об энергетическом слое обитания человека. Только в этом слое для человека существует пространство, предметы и явления. Предметы, пространство и явления соседних энергетических слоев недоступны для восприятия человека. Этот вывод далеко не нов. Многие из писателей-фантастов описывают подобные "слоеные" миры. Например, Клиффорд Саймак. Интересна модель нашего мира с точки зрения энергетики процессов. Из школьного курса геометрии мы знаем, что основными элементами построения форм окружающего пространства являются - точка, линия, поверхность. Точку можно представить, как энергетическую константу, бесконечно удаленный предмет. Перемещение точки в пространстве образует траекторию - линию перемещения. При определенно скорости перемещения мы увидим не точку, а линию (например линию молнии). Но сама линия также может иметь скорость перемещения в пространстве, образуя поверхность перемещения. Форма поверхности - это первичный геометрический признак предмета. Но и форма предмета не является константой с точки зрения энергетики процессов. Изменения в форме нарастают со временем. По относительной скорости этих процессов можно классифицировать формы - устойчивые, пластичные, текучие, динамичные, взрывные. Устойчивые - камень, дерево, строение. Пластичные - смола, пластилин, масло. Текучие - вода, туман, дым, ртуть. Динамичные - обвал, разрушение, движение. Взрывные - взрыв, молния, извержение. В разное время, художников и архитекторов, интересовало сопоставление неподвижного и подвижного, формы и времени. Именно присутствие временного фактора делает работы архитектора Гауди глубокими. Логика перехода от формы к форме, в архитектуре Гауди носит характер изменения формы во времени и пространстве, подобно природным образованиям (например, сталактитам). Поэтому работы Гауди можно назвать "застывшим временем". Такой же характер носят работы Дали, для которых характерна текучесть форм и присутствие ощущения времени. Если пойти дальше в размышлении о времени, то можно прийти к выводу, который тоже далеко не нов: единственная сущность с которой мы имеем дело - это время, длительность. Предметы, пространство и явления, которые мы видим - это только формы нашего восприятия времени. Причем не единственные. Если бы наши нервные процессы имели иную скорость прохождения, то и мир предстал бы перед нами иным, в ином энергетическом слое. |
|||||||||||||||||
IntermasterVVV
|
|||||||||||||||||