ГАЛЕРЕЯ
 
Живопись фовистов
Фовисты (от франц. fauve-дикий), "дикие" - направление во французском искусстве начала ХХ в., крупнейшими представителями которого были А.Матисс, Ж.Руо, А.Дерен, А.Марке, М.Вламинк, Ж.Брак, Р.Дюфи, О.Фриез, Ж.Фландрен, К. ван Донген. Впервые работы фовистов появились на парижской выставке 1905 г. Публика была шокирована отсутствием реалистичности, "дикой" выразительностью открытых красок, что и послужило причиной возникновения столь странного названия.

Имеющая декоративную направленность живопись фовистов отличается преимущественным использованием насыщенных чистых цветов, контрастным сочетанием хроматических плоскостей, заключенных в темный широкий контур, обобщенностью формы, лишенной объема и данной вне законов линейной перспективы.

О сути живописной системы фовистов, в статье "Форма важней содержания" (смотреть ниже фотоальбома). Некоторые из работ можно посмотреть в нашем фотоальбоме. Более полно живописные работы фовистов представлены в проекте "Электронный Эрмитаж" на сайте http://www.hermitagemuseum.org
Форма важней содержания
Живопись очень пластичное искусство. Сама технология позволяет долго работать над деталями, меняя их вид, а иногда изменяя и весь первоначальный замысел. По пластичности, живопись сравнима с музыкой. Но, в отличие от музыки, является более информативной, т.к. зрение - это основной поставщик информации. Как носитель системы взглядов и самовыражения, живопись конкретнее музыки. Именно поэтому для живописи так характерны громкие исторические баталии между различными стилями и направлениями - импрессионизм, фовизм, кубизм, экспрессионизм, модернизм и т.д. и т.д.
В средние века живопись отличалась сюжетностью и реалистичностью. Цвет и линии картин были подчинены задачам изображения максимально приближенным к реалистичности. Живопись была иллюстративно-литературной. Но в девятнадцатом столетии произошло осознание самостоятельности декоративной стороны живописной картины, оторванной от сюжета. Появились различные направления, по-разному трактующие эту сторону. Действительно любую картину можно представить, как систему цветовых пятен и линий. И не только - видны мазки краски, направление мазка. Эксперименты импрессионистов, постепенно привели к пониманию того, что картина имеет свои собственные, внутренние, структурные элементы, что они могут существовать самостоятельно и требуют пристального изучения. Оказалось, что картина, раз созданная, начинает жить самостоятельно, воздействуя на окружающее пространство, изменяя его геометрию. Если отвлечься от содержания, то картина представляет собой предмет, имеющий форму, размеры и декоративные свойства поверхности. Это открытие привело к пониманию того, что живопись (да и искусство вообще) является инструментом исследования окружающего мира не менее действенным и объективным, чем инструменты науки. Более того, изучение декоративных свойств живописи само превращалось в науку. Наиболее отчетливо это нашло отражение в течение фовистов (к которым принадлежали А. Матисс, А. Дерен, А. Марке, М. Вламинк и др.), которые провозгласили тезис "форма важнее содержания, поскольку и становится содержанием". Внешне работы фовистов отличаются декоративностью, отсутствием перспективы, подчеркнутой плоскостной композицией, сочными сочетаниями чистых цветов, отсутствием лишних деталей. Кажущееся отсутствие драматизма и эмоциональности в картинах обманчиво. В том то и суть творчества фовистов, что при внешней "детскости" и кажущейся простоты изображения, суммарное воздействие линий и цвета композиций вызывает сложные эмоциональные ощущения. В отличие от реалистичной живописи, которая иллюстративна и понимается сознанием, работы фовистов воздействуют на подсознание, вызывая определенные реакции. В любом талантливом произведении заложен момент творческого риска, балансирование на грани возможного и невозможного. При отсутствии такого риска произведение становится банальным. Реализоваться это может по-разному. В одном случае можно найти тему, трудную для произведения, и попытаться, все таки ее творчески осмыслить, гармонизировать. Если это удастся, то получится талантливое произведение, которое даст новое видение действительности. Можно найти выразительные средства, внешне не приемлемые для темы, и, все таки попытаться найти эмоциональный прорыв, использую эти средства. В любом случае талантливая живопись, как и наука, дает новое осознание действительности, новое направление в жизни. Это относится к искусству вообще. Легендарная рок-группа Beatles не просто открыло новую страницу в музыке, но и открыло новую систему жизни, новое видение самой жизни. И это повлияло на целое поколение человечества не менее открытия законов Ньютона. Работы фовистов позволили увидеть эмоциональную глубину живописи, лишенной сложной стилистической манеры. Подобно рисункам ребенка, которого не интересуют стилистические сложности и изыски, они пытались скорее передать эмоциональное состояние, не прибегая к сложным цветовым сочетаниям, отточенной стилистике, реалистичности изображения. Их называли "дикими" (фовист - "дикий", в переводе с французского) и это отражает взгляд фовистов на сущность живописи. Они нанесли серьезный удар живописному "снобизму" и элитарности искусства. Живописная система фовистов, раз изобретенная, навсегда осталась в живописной практике. Их работы заставили в любом предмете, включая и самого человека, увидеть живописную систему, которая может иметь свою выразительность и которую можно творчески изобретать. Они, в значительной мере перенесли изобразительный акцент с сознательно-литературной стороны живописи к бессознательно-эмоциональному восприятию. Работы фовистов подготовили почву для последующего развития абстрактного искусства, для дальнейшего исследования влияния на эмоции человека цветовых пятен и их сочетаний.
IntermasterVVV
Сайт создан в системе uCoz