ГАЛЕРЕЯ
 
"Художественные витражи"
Имя Тиффани носит знаменитый магазин на Пятой авеню Нью-Йорка, специализирующийся на предметах роскоши. Но мало кто знает, что славу фамилии принес один из представителей династии Тиффани - Луис Камфорт, талантливый художник, коллекционер, бизнесмен.
Главная заслуга его жизни создание нового, необычайно красочного, и насыщенного типа виражного стекла и, одновременно, возрождение исчезающего вида искусства. Его работы специалисты относят к числу наиболее "дерзких" в техническом отношении. Однако сам мастер не придавал им особого значения и делал их из "отходов оконного производства". Подлинной страстью художника были витражные окна.
Лучшие его работы и сегодня остаются неведомыми, потому что упрятаны в частных коллекциях состоятельных американцев. Это неудивительно, потому что витражные изделия очень дороги. Цены всегда замалчиваются устроителями выставок, например, витраж "Олень, пьющий из ручья", примерно площадью 3,0 кв. м., состоящий из почти 1500 стеклянных деталей, оценивается в сумму около 8000000 долларов США. В последние годы жизни Тиффани стиль "модерн" вышел из моды, студия мастера обанкротилась, а сам он на долгие годы был забыт. И выставка шедевров Тиффани, которая недавно прошла в Вашингтоне, в Национальном музее американского искусства, стала открытием и возвращением уникального искусства художественных витражей. Необычные цветные решения, декоративность художественного стекла позволяют создавать витражные сюжеты без росписи по стеклу.
Наряду с фреской и мозаикой художественный витраж - старинная разновидность монументального искусства - это картины из цветного стекла, пропускающего свет. В современном интерьере витраж может быть в оконном проеме или в виде декоративное панно с подсветкой. Витражи украшают световые фонари потолков, створки ширм, столешницы, кухонные фасады, а еще можно делать бра, светильники, подвесные и настольные лампы, очень красивые завешки, сувенирные изделия.
Первые витражи нашли в Африке, им 5,5 тыс. лет, древнейшие европейские - в Риме, им 2000 лет. Самым пышным цветом витраж расцвел во Франции с 1137 по 1250 годы. Профессии витреариуса тогда еще не существовало, и встроенные витражи для королей создавали французские ювелиры. Витражи той поры лучшие и непревзойденные до сих пор.
Современная палитра художественного стекла чрезвычайно многообразна. Сияющие разноцветные стекла готовых изделий кажутся драгоценными камнями. Роскошные цветовые потоки насыщают воздух таинственностью и создают возвышенную атмосферу для присутствующих.
В эпоху Возрождения витраж обретает популярность в Англии, Италии, Польше, на территории Беларуси в том числе: Косово, Ружаны, Несвиж, Мир. Постепенно витраж утрачивает влияние на интерьер. Создаются лишь маленькие кабинетные витражи, причем все более однотонные. Художники европейского барокко, классицизма относились к витражу как к порождению варварского искусства готов - средневековых французов.
Вновь витраж обрел популярность в XIX веке. Знаменитый английский теоретик и практик витражных ремесел Уильям Моррис возрождил эстетику средневековья и старые технологии, Луис Камфорт Тиффани изобрел новый вид стекла и усовершенствовал способ соединения цветных стекол разной формы.
Новая технология позволяла создавать объемные вещи - известные на весь мир абажуры для ламп. Все это помогло современным архитекторам осуществить настоящую экспансию витража в современную архитектуру. Ныне витраж - произведение не только монументальной живописи, но и декоративно-прикладного искусства.
В современную терминологию вошло уже и другое, английское название витража - "архитектурное стекло", подчеркивающее огромную роль этого искусства в сегодняшней архитектуре.
"Заразившись" магическим великолепием витража, желая найти место в новом интерьере, архитекторы и дизайнеры теряются в догадках, где и куда поместить эффектную вещь. Лучше всего, когда витражи закладываются в проект до начала реконструкции или строительства. Тогда и витражист и архитектор, проникаясь общим замыслом, могут создать единый художественный образ, и мощная эмоциональная энергия, переданная художником в витражной композиции, находит свое место в готовом интерьере.
Одно несомненно, витраж преобразит пространство, в котором появится, создаст неповторимый уют, душевное спокойствие для хозяев дома. Не зря витражи передаются по наследству, как драгоценности, как предметы роскоши.
В XII-XIII веках витражи считались предметом искусства и приравнивались по ценности к ювелирным изделиям. Поэтому здание, в котором размещались витражи, сразу приобретало статус "исключительного". Трудно передать уникальное ощущение, когда вокруг разливается разноцветное сияние витражей. Великолепные по красоте и значимости они украшают здание от храмов и соборов до частных домов. Витражи в равной степени очаровывают искусствоведов, историков, верующих и просто любителей искусства. Поскольку архитектура стала более гибкой, эмоционально выразительной и символичной, роль витража будет возрастать. Как и всегда художники будут оглядываться на прошлое, когда архитектура и украшения соединились с чувством духовности. В этом обзоре развития витражного искусства от его появления до наших дней мы пытались показать Вам современное значение витража, как части архитектурного пространства.
Несколько примеров применения художественных витражей в современном интерьере можно посмотреть в нашем фотоальбоме.
Сайт создан в системе uCoz