СТАТЬИ
 
Машина эмоционального комфорта
Образ жилого интерьера
Человек мыслит образами.
Ощущения от соприкосновения с окружающим миром, складываются в мозгу человека, в определенные мысленные конструкции - образы, отражающие наше понимание различных явлений окружающей действительности. Визуальная информация не исключение.
Источником формирования визуальных образов является зрение. Глаз человека устроен по принципу фотокамеры - световые лучи, проходя через хрусталик, фокусируются на сетчатке глазного яблока, образуя изображение. Это изображение представляет собой абстрактный набор цветовых пятен. Распознавание этого набора происходит в нейронной сети головного мозга. Результатом этого распознавания является формирование визуального образа увиденного предмета. Конкретность этого образа зависит от практики общения с этим предметом. Глаз младенца не отличается по устройству от глаза взрослого человека, но младенец видит только набор цветовых пятен, а у взрослого этот же набор превращается в четкий образ реального окружения.
Процесс распознавания и формирования визуального образа носит абстрактно-символический характер. Собака и кот похожи друг на друга - четыре лапы, хвост, уши, когти, оба хищники. Главное отличие собаки от кота - это большой нос, характер глаз и короткие вибрисы (усы). Эти главные отличия представляют собой информационные символы (алгоритмы распознавания). Символы позволяют мозгу быстро обрабатывать информацию и отличать один предмет от другого - собаку от кота, волка от собаки, самолет от парохода. Чем шире наши познания об окружении, тем абстрактнее становятся символы, тем быстрее и точнее формируется образ увиденного.
Работая над каким либо предметом, дизайнер придает ему определенный вид, формируя таким образом визуальный образ данного предмета. Насколько точно найдены отличительные признаки данного предмета, настолько информативным будет данный образ. Информационная ценность образа в дизайн-проектировании выражается в степени полноты (наполнение предмета теми деталями, которые легко отличают его от других подобных предметов).
Образное наполнение интерьера диктуется интерьерной темой. Например, мы хотим создать интерьер напоминающий нам о море. Темой такого интерьера может быть морской пляж, прибрежные скалы, морское судно и т.д. Зададимся темой морского судна. Для морского судна наиболее характерными деталями являются - круглые иллюминаторы, леерные (тросовые) ограждения, овальные углы дверей, проемы с комингсами (порогами), трапы соединяющие палубы. Соответственно эти детали должны появится в интерьере. От того насколько точно были выбраны отличительные признаки морского судна, зависит полнота данного образа.
Помимо информационной полноты, образ характеризуется степенью абстракции. Если в приведенном выше примере задекорировать помещение до прямого копирования интерьеров морского судна и даже создать некоторую иллюзию присутствия морских волн, то образ получится достаточно полным. Если среди признаков судна выбрать наиболее характерные отличительные детали и найти в этих деталях главное, что их связывает с морской темой, то интерьер можно построить на абстрактном напоминании о море.
В жилом интерьере, в отличие от общественного, образ присутствует всегда. Невыразительные жилые интерьеры "невыразительны" именно потому, что в них отсутствует какой либо образ. Поиск образного решения - это ключевая задача при проектировании частного интерьера.
Второй, но не мене важной задачей является определить степень абстрактности образного решения. Заданная степень абстрактности позволяет не только избежать излишнего декорирования интерьера, но и привлечь к себе людей, которые обладают подобным уровнем абстрактного мышления, способных "считывать" предназначенную для них информацию. Дизайнеры высокого уровня, работающие на мировом рынке, способны создавать изделия, с запрограммированным алгоритмом распознавания, рассчитанные на определенного потребителя.
Работая с частным заказчиком, принципиально важно, определить степень его абстрактного мышления, иначе трудно добится взаимопонимания. Но чаще потребитель сам находит дизайнера, ориентируясь на его изделия.
IntermasterVVV
Сайт создан в системе uCoz